Штатная коробка передач ГАЗ-21 имеет три передачи переднего хода, причём первая несинхронизированная. Некоторые владельцы ГАЗ-21 стремятся установить коробку передач от ГАЗ-24, а кто-то мечтает о «пятиступке». Однако прежде чем приступить к её поискам, следует определиться, есть ли в этом смысл. Для начала не помешает проанализировать передаточные числа коробок:
Параметры КПП | ГАЗ-21 | ГАЗ-24 | ГАЗ-3110 | ГАЗ-31105 | ГАЗель-2705 |
масса, кг | 26.5 | 25 | 32 | 32 | 32 |
I передача | 3.115* | 3.500 | 3.610 | 3.786 | 4.050 |
II передача | 1.772 | 2.260 | 2.188 | 2.188 | 2.340 |
III передача | 1.000 | 1.450 | 1.304 | 1.304 | 1.395 |
IV передача | - | 1.000 | 1.000 | 1.000 | 1.000 |
V передача | - | - | 0.794 | 0.794 | 0.849 |
ЗХ (реверс) | 3.740* | 3.540* | 3.280 | 3.280 | 3.510 |
ГП (задний мост) | 4.556 | 4.100 | 3.900 | 3.580 | 5.125 |
Рассмотрим, к примеру, ГАЗ-24. Видно, что первая передача, и без того достаточно тяговитая у ГАЗ-21, станет совсем «тракторной». Если даже на ГАЗ-21 можно трогаться со второй передачи, если только не в горку, то с коробкой от ГАЗ-24 про первую вообще можно будет забыть. То есть коробка по сути останется трёхступенчатая. Последняя передача в обеих коробках прямая, вопреки распространённому заблуждению, и установка четырёхступенчатой коробки не даёт никакой экономии топлива, как кажется некоторым. Вообще, смысл в установке такой коробки передач есть только при замене заднего моста, вернее, главной пары на ГАЗ-24. Ведь трансмиссия каждого автомобиля рассчитывается в сборе, с учётом массы автомобиля и характеристик двигателя. Поскольку эти два параметра в принципе аналогичны у ГАЗ-21 и ГАЗ-24, можно использовать трансмиссию целиком. Но не по отдельности.
Единственное неоспоримое преимущество у 4- и 5-ступенчатых коробок — наличие синхронизаторов на всех передачах переднего хода (у 5-ступок и на заднем), что избавляет от неприятного скрежета, характерного при включении первой передачи на ГАЗ-21. Если же говорить про более динамичный разгон, который возможен с более плавным изменением передаточных чисел, что позволяет наиболее полно использовать крутящий момент двигателя, то это преимущество в значительной степени нивелируется эластичным двигателем ГАЗ-21, у которого крутящий момент не так резко меняется при разных оборотах, как у других моторов, а также «компенсируется» неудобством необходимости более частого переключения передач в городских условиях. Таким образом, уверенных и убедительных преимуществ у коробки передач ГАЗ-24 перед штатной коробкой передач ГАЗ-21 нет. Несинхронизированность первой передачи не смертельна.
Если же говорить про недостатки, то к ним, помимо понятных сложностей в установке, можно отнести потерю переключения передач на руле и меньшую надёжность и большую дороговизну. Штатные коробки практически неубиваемы (достаточно сказать, что они использовались на ЗИМе, двигатель которого мощнее волговского), очень просты по конструкции и легки в ремонте. При этом они не являются дефицитом и стоят очень дёшево, даже новые. Вполне реально купить новую трёхступенчатую коробку за 300-400 гривен, в то время как новые пятиступенчатые — в десять раз дороже (!!). К тому же они чаще «летят», передачи начинают противно звенеть на скорости или выбивать. Ремонт их — не такое простое и дешёвое занятие, как с трёхступками.
Наличие ручки передач на рулевой колонке — важная деталь. Это и оригинал, и шарм 1960-х, и просто удобство переключения, почти не отрывая руки от рулевого колеса, а также возможность легко раскладывать сиденья. Если же вам всё-таки по душе напольная кочерга (о вкусах не спорят) — достаточно поменять крышку коробки передач на соответствующую от ГАЗ-69, проделав отверстие в кожухе коробки передач. Всю коробку менять нет нужды.
Если же вы всё-таки хотите поставить себе именно четырёхступенчатую коробку передач от ГАЗ-24 или пятиступенчатую от ГАЗ-3110, то вам придётся вместе с ней искать и карданный вал и, как указывалось выше, главную пару. Лучше всего 3.9. Однако и тут надо помнить, что родная главная передача гораздо надёжнее современных, и как правило, не требует ни ремонта, ни регулировки на протяжении всего срока эксплутации Волги, который нередко доходит до полувека. Современные главные передачи отнюдь не такие неубиваемые, а их регулировка не в заводских условиях вообще мало кому по силам.
Для установки коробки делается переходная план-шайба, поднимается и переваривается кожух кузова над коробкой. Карданный вал обрезается и перваривается до величины 1205 мм по центру чашек, балансируется. Под траверсу (поперечину), на которую опирается коробка подушкой, подвариваются уголки. Задний мост можно оставить свой, заменив в нём лишь главную пару.
Желательно при этом форсировать двигатель, как минимум подняв его мощность до уровня ЗМЗ-24 путём установки двухкамерного карбюратора и современного распредвала, а также увеличением степени сжатия под 93 бензин, так как штатный двигатель может оказаться слабоват для новой трансмиссии.
Бюджет такой затеи подбирается под тысячу долларов, не считая двигателя. Плюсы:
К минусам можно отнести следующее:
Видно, что целесообразность подобной переделки невысока.
Игорь Калинин «Штирлиц» 2007.12.09
© GAZ21.Org.Ua 2007